|
Экологическое образование Концепция Мир становится все более опасным. Все люди на планете ощущают, что природа разрушается. Но почему? Судя по материалам средств массовой информации, именно этим озабочено современное человечество, которое не только само хочет выжить, но рассчитывает на продолжение своей истории, на выживание своих детей, внуков. Для оправдания этих надежд необходимо предпринять значительные усилия. Не секрет, что перспективы выживания человечества, прежде всего, определяет одна из биологических наук – Экология. Именно эта наука изучает законы и правила выживания в биосфере, общие для любого существующего в ней вида. Каждый из видов имеет определенную экологическую стратегию, позволяющую ему максимально долго присутствовать в биосфере. Для биологического вида «Человек разумный» экологи тоже определяют стратегию и тактику выживания. Так что можно утверждать, что экология – это наука о том, как правильно жить в этом мире, сохраняя его пригодным для обитания человека. Определяет она и то, какая стратегия и тактика обеспечит человеку не только нормальное существование на планете, но и процветание на ней. Полномасштабные знания экологических законов, экологических проблем и экологических правил жизни в составе биосферы дает наука экология, но эти знания нужно донести до каждого человека, научить людей ими пользоваться. Как раз эту задачу, несмотря на ее актуальность, несмотря на чрезвычайную развитость и фундаментальность экологической науки, ни в одном из государств мира пока не удалось решить в полной мере. Таким образом, обнаруживается наиболее слабое звено в цепочке от получения знания до ассимиляции их каждым человеком. Именно этот этап передачи знаний, связанный с адаптацией материала, донесением его до каждого слушателя, усвоением (научением) и выработкой навыков использования законов и правил экологии в повседневной жизни реализуется работой педагога. В мировой науке уже сформирована мировоззренческая основа для выживания человечества – биоцентризм, его часто называют биосферным мышлением. Осталось немного – сделать это мышление общечеловеческим, вырастить поколения людей по-новому ощущающих себя в этом мире. Стало быть, дело идет о пересмотре этических норм, привычных для человека. Это как раз дело учителей, воспитателей, наставников. Вырастить экологически мыслящее поколение людей можно только, начиная воспитание с раннего детства. Как раз в детском саду и начальной школе дети проходят через чувствительные периоды запечатлевания новой, нужной информации. Пропустишь такой период, потеряешь возможность смотреть на мир по-иному - будешь его разрушать, а не сохранять. Научно-методические публикации 1. Ердаков Л.Н. Экологические сказки для первоклассников. Начальная школа. М. Вып. 11-12. 1992. С.23-26 2. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экологическое образование (современный этап). В кн. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000, С. 152-165. 3. Ердаков Л.Н. Как Эколобок путешествовал. Пособие для ученика 1 класса по экологии. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 183-188. 4. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 188-193. 5. Ердаков Л. Н. Книга для чтения по экологии (пособие для учителя). Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 194-200. 6. Ердаков Л.Н. Человек в биосфере (биосферная роль человечества). Играя, обучаемся. Вып. 3. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 14-35. 7. Ердаков Л. Н. Экология для зеленых (Местообитание Homo sapiens). Играя, обучаемся. Вып. 4. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 5-100. 8. Ердаков Л. Н. Ушел ли человек из биосферы?). Играя, обучаемся. Вып. 5. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 55-64. 9. Ердаков Л.Н. Популяции человека разрушают собственные местообитания. Играя, обучаемся. Вып. 5. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 65-72 10. Ердаков Л. Н. Сквозная программа экологического образования. Играя, обучаемся. Вып. 6. Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 63-70. 11 Ердаков Л.Н, Свиньин В.Ф., Чубыкина Н.Л., Чернышова О.Н., Янушевич Т.А. Способы подачи экологического материала школьникам разных возрастных групп. “Играя, обучаемся” Сб. мат. по экологическому просвещению. № 1. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 2001. С. 179-211. 12. Ердаков Л.Н., Довбня С.Е. Программа по экологии для дошкольного обучения. “Играя, обучаемся” Сб. мат. по экологическому просвещению. № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 2001. С. 104-107. 13. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы. “Играя, обучаемся” Сб. мат. по экологическому просвещению. № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 2001. С. 108-115. 14. Антонович Л.Ю., Ердаков Л.Н., Мастинская Р.А. Программа по экологии для средних и старших классов общеобразовательной школы. “Играя, обучаемся” Сб. мат. по экологическому просвещению. № 2. ИСАР-Сибирь. Новосибирск 2001. С. 115-123. 15. Ердаков Л. Н., Чубыкина Н. Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 5-7 классах. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 193. 16. Ердаков Л. Н., Чубыкина Н. Л. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 206-210. 17. Ердаков Л. Н., Чернышова О. Н.. Задачи и вопросы по экологии для 10-11 классов. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 210-211. 18. Ердаков Л., Свиньин В., Янушевич Т. Звери у себя дома (экология в картинках) Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 201-203. 19. Ердаков Л.Н., Янушевич Т.А. Экология для детей. Учение о среде обитания. Играя, обучаемся. Вып. 1 Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь. Новосибирск: ИСАР-Сибирь. 2001. С. 180-183. 20. Ердаков Л.Н. Необходимость раннего экологического образования. Сб. Непрерыв. экол. образов. в содержании региональ. образов. пространства. Мат. обл. науч. практ. конф. – Томск, 2002. С. 23-25 21. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Довбня С.Е Дополнительная специализация будущих учителей. М. Начальная школа № 11, 2002. С. 83-92 22. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Пример анализа учебных пособий по экологическому образованию с точки зрения эколога. Сб. Биологическая наука и образование в педагогических вузах. Новосибирск, Изд. НГПУ.2002 С. 190-196 23. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Значение раннего экологического образования для устойчивого развития человечества. Кн. Биологические науки и образование в педагогических вузах. Вып. 3. Новосибирск: 2003. С. 257-263. 24. Ердаков Л.Н. Биоценоз – лес (исследовательские работы). Медвежий угол № 4 (11). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2003. С. 32-35 25. Ердаков Л.Н. Исследовательская работа в школе В кн. Амфибии и рептилии в Западной Сибири (сохранение биоразнообразия, проблемы экологической этики и экологического образования) – Новосибирск: 2003. Изд. ООО «Ревик-К».С. 58-101 26. Ердаков Л.Н. Особенности концепции устойчивого развития Медвежий угол № 1 (12). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2004. С. 10-12 27. Ердаков Л.Н. Этнопедагогика и экологическая этика. Медвежий угол № 2 (13). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2004. С. 36-40. 28. Ердаков Л.Н. Экологическая этика и воспитание. ЭКО (экология, культура, общество) № 4 (12). Экоэтика ИСАР-ДВ, Владивосток 2004. С. 8-12. 29. Ердаков Л.Н Формирование экологических знаний и навыков у городского школьника. Медвежий угол № 3 (14). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2004. С. 40-42. 30. Ердаков Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования. М.: Начальная школа, № 9, 2006. С. 61-67 31. Ердаков Л.Н. Составные части образования для устойчивого развития. Кн. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Межрегион. Науч-практич. Конф. Томск: 2006. С. 71-73. 32. Ердаков Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования. Информационные материалы Всероссийской научно-практической конференции "Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития" (в рамках IV международной экологической акции "Спасти и сохранить", 19-22 мая 2006), г. Ханты-Мансийск. 2006 С. 338-341 33. Ердаков Л.Н. Глобализация и устойчивое развитие в ракурсе биоэтики и культурологии. Сб. Антропологические основания биоэтики. Мат. Всерос. Науч.конф. с междун. участ. Томск: 2006. С.42-44. 34. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н., Сивова О.И. Тестовые задания по дисциплине «Естествознание». Вестник педагогических инноваций № 3 (!!) Новосибирск: Изд. НГПУ. 2007. С. 118-138. 35. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экологические аксиомы, или учить экологию, чтобы выжить. «Место обитания» Журнал об экологии для жителей города. №1, Новосибирск: 2008. С.50-57 36. Ердаков Л.Н. Раннее экологическое образование Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск: ОГУ РЦРО, 2008 – С. 102-104. 37. Ердаков Л.Н. Экологическое образование в небиологических вузах. Там же. С. 187-188. 38. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Методические подходы к изучению экологического материала в первом классе общеобразовательной школы. Сибирский педагогический журнал. № 2 Новосибирск: 2010 – С. 169-177. 39. Ердаков Л.Н. Педагогический тупик экологического образования. Ж. Идеи и идеалы. №4(6) т.1, Новосибирск, 2010. С. 70-84. 40. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Сивова О.И., Клочкова О.В. Естествознание. Землеведение. В кн.: Универсальный диагностический комплекс специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования. Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. С 257-261. 41. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Сивова О.И., Клочкова О.В. Универсальный диагностический комплекс специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования. Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. С 261-264. 42. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н., Сивова О.И., Клочкова О.В. Универсальный диагностический комплекс специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования. Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. С 264-268. 43. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Универсальный диагностический комплекс специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования. Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. С.309-316. 44. Ердаков Л.Н. Тормоза глобализации и устойчивого развития. Ж. Идеи и идеалы. №3(21) т.1, Новосибирск, 2014. С. 7-19. Учебные пособия 1. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология. Программы для средней общеобразовательной школы. – Омск: ОмИПКРО, 1995. – 34 с. (Второе издание Новосибирск, 1999) 2. Ердаков, Л.Н. Экология: Учеб. пособие для 5-8 кл. / Л.Н. Ердаков; Читает Г.В. Карташова.– Новосибирск: Обл. спец. б-ка, 2003.- 12 мфк.(14 ч 42 мин):4,76 см/с, 2 дор 3. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5-8 кл. – Томск: Изд. ООО «ИПЦ» Юпитер».2004.». 243 с 4. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для начальной школы. – Томск: 2005 ИПЦ «Юпитер»..– 204 с. 5. Ердаков Л.Н, Чубыкина Н.Л., Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. – 2-е изд. перераб. – ИПЦ «Юпитер». Томск 2005.– 236 с. 6. Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для дошкольного обучения. – Томск: 2005.– ИПЦ «Юпитер». 64 с. 7. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Сборник 2. Биоценология. – Новосибирск: – 2005. ИПЦ «Юпитер». 103 с. 31 8. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Сборник 3.Популяционная экология. – Новосибирск: – 2005. ИПЦ «Юпитер». 61 с. 9. Ердаков Л.Н. Фаунистические комплексы на территории Новосибирской области: учебное пособие / Л.Н. Ердаков. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 189 с. 10. Ердаков Л., Ксенц Г. Растения и животные в детском саду и дома. Информационно-методическое пособие. – Томск: Изд-во. «Печатная мануфактура», 2006. – 88 с. (Экология для маленьких сибиряков. Рядом с нами) 11. Ердаков Л., Ксенц Г. Истории о растениях и животных в детском саду и дома. Томск: Изд-во. «Печатная мануфактура», 2006. – 68с. (Экология для маленьких сибиряков. Рядом с нами; Вып.1). 12. Ердаков Л., Ксенц Г. Аквариум в детском саду и дома. Томск: Изд-во. «Печатная мануфактура», 2007. – 24с. (Экология для маленьких сибиряков. Рядом с нами; Вып.21). 13. Ердаков Л., Ксенц Г. Живой уголок. Огород на подоконнике. Томск: Изд-во. «Печатная мануфактура», 2007. – 34с. (Экология для маленьких сибиряков. Рядом с нами; Вып.3). 14. Ердаков Л.Н. Непрерывное экологическое образование: монография / Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009 – 382 с (Экология для зеленых. Кн. 3). 15. Ердаков Л.Н. Экология и правовые основы рационального природопользования: учебное пособие /А.Г. Низавитин, Н.Н. Наплекова, Л.Н. Ердаков, И.В. Таран, Е.А. Новиков; Новосиб. гос агро. Ун-т. – Новосибирск, 2010. – 626 с. 16. Ердаков Л.Н. Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию (зоология). Учебно-методический комплекс. Новосибирск 2012, ИОДО, НГПУ (электронная версия). 17. Ердаков Л.Н. Человек в биосфере: Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 206 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). 18. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экология: Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.– 360 с 19. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экологические основы охраны природы. Учебно-методический комплекс. ИОДО НГПУ. Новосибирск. 2013 (электронная версия). Научно-популярные 1. Ердаков Л. Планетарное образование. Медвежий угол. № 7 (7) ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 1999. С. 2. 2. Ердаков Л.Н. Снова о “вредных” животных. Медвежий угол. № 1 (1). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2001. С.12-14. 3. Ердаков Л.Н. Кое-что о вредных животных. “Медвежий угол” № 8 (8). Информ. мат ИСАР-Сибирь. Новосибирск. 2000. С.2. 4. Ердаков Л., Чубыкина Н. Болота. Медвежий угол. № 2 (2). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2001. С.14 - 18. 5. Ердаков Л., Чубыкина Н. Мы и змеи. Медвежий угол. № 2 (2). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2001. С.26-28. 6. Ердаков Л.Н. Загадочные пауки. Медвежий угол. № 3 (3). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2001. С.26-27. 7. Ердаков Л.Н. Наши нежданные соседи. Медвежий угол № 4 (4). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2001. С.36-39. 8. Ердаков Л.Н. Колонисты в городах. Медвежий угол № 5 (5). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2002. С.38-40. 9. Ердаков Л.Н. Человек в биосфере (Экология для зеленых). – Новосибирск: Изд. ИСАР-Сибирь, 2002. – 227 с. 10. Ердаков Л.Н. Сибирские воды нужны всем. Медвежий угол № 3 (7). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2002. С. 21-23. 11. Ердаков Л.Н. Как «вымерло» шантарское реликтовое стадо? Медвежий угол № 1 (8). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2003. С. 28-30. 12. Ердаков Л.Н. Коллемболы. Медвежий угол № 2 (9). ИСАР-Сибирь, Новосибирск.2003. С. 24-26. 13. Ердаков Л.Н. Амфибии – мифы и реальность Медвежий угол № 1 (12). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2004. С. 40-42 14. Ердаков Л. Построим экологическую игру. Медвежий угол №1 (2). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2006. С. 50-52. 15. Ердаков л. Памятник природы – Буготакские сопки. Медвежий угол №1 (2). ИСАР-Сибирь, Новосибирск: 2006. С. 54-56. |
|
|