ИСиЭЖ СО РАН

История здания ИСиЭЖ СО РАН

        Здание Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: улица Фрунзе, дом 11 признано памятником истории регионального значения. Построено оно в 1937–1947 годах. Архитекторы – Андрей Дмитриевич Крячков, Николай Григорьевич Васильев, Ф. Ф. Барицкий.  Скульпторы – Вера Федоровна Штейн, И. С. Ковшов. 

        Здание было специально реконструировано для размещения в нем Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР. Вот как это было. В 1940-х годах за филиалом закрепилась территория в квартале 98-108 между Красным проспектом и улицей Мичурина, между улицами Фрунзе и Державина. Первый секретарь обкома партии М. В. Кулагин поручил в октябре 1944-го архитекторам Крячкову и Васильеву (руководителю организуемого аппарата Академстройпроекта) начать работы по реконструкции отданного филиалу одного из зданий. Это было здание типовой средней школы, построенной в 1937 году по улице Фрунзе (привязка и «оформление» школьного здания были выполнены по проекту архитектора Барицкого).

        Перестройку и приспособление внутреннего пространства существующего здания для нужд филиала сделать было достаточно просто, так как коридорная система школы с выделением зала, вестибюля и лестниц в отдельный блок в центре корпуса (по оси симметрии) не противоречила новому функциональному назначению здания. Необходимо было изменить только положение внутренних некапитальных перегородок, чтобы дать нужный размер помещениям и произвести заново их отделку, решив особенно парадно вестибюль, лестницу и конференц-зал.

        Решение же внешней композиции сооружения представляло нелегкую задачу, так как существующая система капитальных стен, членения основного объема здания, его фасада, выходящего на улицу Фрунзе, пропорции, этажность были уже предопределены. Крячков должен был изменить будничную внешность здания на представительную, строгую и торжественную, которая бы выделила его из окружающей застройки и показала его особое назначение. Кроме того, реконструкцию здания надо было выполнить, не нарушая научной работы филиала, коллектив которого уже работал здесь.
В основу реконструкции здания были положены традиционные для этого периода советского зодчества приемы и формы русского классицизма. Возрождение ордерных форм русского классицизма в стране, начатое в середине 30-х годов, достигло своего апогея в конце военного времени и первых послевоенных лет.

        Организованный в 1943 году Государственный комитет по делам архитектуры направлял архитектурное творчество в едином русле, в духе архаичной стилизации и декоративизма. И эти ретроспективные тенденции были неотвратимы. «Социалистический реализм», провозглашенный в 1937 году на первом Всесоюзном съезде советских архитекторов, предопределил стремление использовать композиционные системы классицизма, как в виде качественной стилизации, так и в виде откровенной эклектики.

        При перестройке здания школы центральная часть фасада, имевшая неудачные пропорции, была реконструирована под портик с коринфскими колоннами (полупериптер) и с треугольным фронтоном, завершенным плоским куполом. По сторонам портика стены корпуса декоративно разработаны скромно. Автор хорошо использовал цветовые сочетания штукатурки (с мраморной крошкой в два оттенка песчаного цвета) с бело-серыми нишами и балюстрадами у окон второго этажа и барельефом в тимпане фронтона. Стены здания рустованы, а первый этаж, имеющий цоколь, трактуется сам как цокольный для двух верхних. Торцы здания украшены четырехколонными портиками из пилястр в полудиаметр от тех же коринфских колонн, также вытянутых на три этажа. Ступенчатые аттики над этими портиками переходят на главный фасад и увенчивают собой узкие ризалиты, где расположены лестничные клетки по сторонам корпуса с эвакуационными выходами. Подобный прием разработки композиции торцов здания разрешает полноценно пластику фасадов и их целостность, и единство масштаба. Рисунок ордера воспроизведен почти с археологической точностью от канонического образцов классицизма.

        В интерьерах, выполненных в классических традициях, сохранились лепные фризы, розетки, люстры, бра. Стены кирпичные, фундаменты бутовые, ленточные. Крыша сложная, стропильная, крытая железом. Под зданием имеется подвал.

        Скульптурные работы в поле (тимпане) фронтона и панно-барельеф над входом были выполнены по рисункам Крячкова скульптором Штейн и мастером-скульптором Ковшовым.

        В целом здание выполнено с большой профессиональной культурой. Это – одно из лучших зданий в Новосибирске с точки зрения использования и воспроизведения форм классицизма, применения ордера, его прорисовки в пропорциях и деталях. Образ здания перекликался с традиционными сооружениями старых русских научных учреждений Москвы, Петербурга, Киева. Например, такими, как Академия наук в Петербурге (архитектор Джакомо Кваренги), как здания университетов в Киеве, в Москве и т. п. Андрей Дмитриевич Крячков сам писал, что «в основу архитектуры реконструируемого здания положен русский (ленинградский) классицизм».  Строительство было окончено в 1947 году. Так появилось в Новосибирске первое здание Академии наук СССР.

        Сегодня на фасаде здания, около центрального входа, закреплены две мемориальные доски. Одна свидетельствует о годах постройки и реконструкции здания, там же указаны имена архитекторов. Вторая дает информацию о том, что в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в здании располагался военный госпиталь.

        Словарь архитектурных терминов

        Аттик – декоративная стенка, возведенная над венчающим сооружение карнизом.

        Балюстрада – ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

        Барельеф – разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объема.

        Ордер – тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке.

        Пилястра – вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

        Портик – крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие ее или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок.

        Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания.

        Рустика – облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырехугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин «руст»  обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

        Тимпан –  внутреннее поле фронтона; может быть треугольной полукруглой и др. формы. Чаще всего оформляется скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного (или иного) сюжета.

        Фасад – наружная, лицевая сторона здания.

        Фриз – горизонтально идущая полоса, проходящая по краю широкой поверхности (иногда в виде скульптур).

        Фронтон – завершение (обычно треугольное, реже – полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

        Цоколь – подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения; может быть декоративно облицовано.